Бизнес живет на наличных.
Поделюсь аналитикой, которую собрала за последние годы на основе общения с предпринимателями и проведенных консультаций.
Финансовая сфера нашей страны несмотря на активные шаги по обелению по-прежнему находится в не лучшем состоянии.
Бизнес живет на наличных.
Без них он не может выжить.
Импорт почти весь серый, а местами черный.
Итак, что мы имеем:
- На фоне рапортов чиновников о том, что количество разного рода малых компаний (сюда и ООО, и ИП относятся) растет, это скорее рост не реального бизнеса, а рост количества «прокладок», однодневок, переделанных из сотрудников в ИП для снятия наличных.
- В Москве с десяток юридических фирм, которые по-прежнему регистрируют пачками компании, которые потом продаются уже со счетами, с платиновыми корпоративными картами и прочими прилагающимися «плюшками». Стоит такое удовольствие в среднем 150 тыс. руб. Если есть лицензия или иной разрешительный документ, то цена поднимается до 1 млн.руб.
При этом доля пользователей такими компаниями, потерявших свои деньги на дублирующих электронных ключах от онлайн-банка растет с каждым годом и поди что докажи.
Схема простая: покупателю фирмы отдаются все документы и ЭЦП, а у регистратора или «оленевода» остается дублирующий ключ.
В день, когда на счет «компании» заходит крупная сумма, с расчетного счета деньги уходят на зарплату или на оплату строительных материалов с разбивкой на маленькие суммы, чтобы банк не позвонил по указанному в карточке телефону.
Предъявлять претензии некому.
Если что-то остается реальному владельцу «компанией», то это блокируется банком по 115-ФЗ.
- Зарплаты в большинстве своем серые или совсем черные.
Наличные стоят 15-16%, а налоги с ФОТ с учетом косвенной нагрузки забирают примерно 60% от ФОТ. Каждая вторая компания с оборотом более 40 млн. в год имеет во внешнем контуре хотя бы одного ИП, чтобы снизить стоимость получаемого нала.
- Рынок подставных ген.директоров и учредителей, которые получают по 5-10 тыс. рублей за регистрацию компании на себя, огромен. В Москву везут таких людей автобусами и предводителей их называют нежно «оленеводами».
- Наличные уже практически нельзя купить в банках за пределами ТОП-10.
Или рисковать, или идти за ними в Сбербанк, Альфа-банк или ВТБ.
- Налоговая инспекция «крышует» компании, которые продают «бумажный НДС».
Ставка по таким операциям в среднем 4%.
Без права на погашение кредиторской задолженности. Далее идет исключение таких компаний из ЕГРЮЛ с последующим обращением в доход непогашенной кредиторской задолженности с уплатой налога на прибыль по ставке 20%.
Или слив компании и открытие новой.
- Строительные и продуктовые рынки, работающие без применения ККМ, продают наличные дешевле чем банки.
Сетевые рестораны и кафе отказывают посетителям в приеме пластиковых карт, при этом загадочно улыбаясь.
Салоны красоты делают это не так откровенно, но 2-3 раза в месяц, перед выдачей зарплаты парикмахерам и прочим волшебницам красоты прекращают прием безнала, вывешивая объявление о технических проблемах на стороне эквайера.
Некоторые кафе и рестораны с заботой об удобстве клиентов ставят на своей территории терминалы по выдаче наличных (банкоматы).
- Рынок юридических адресов растет, количество миллионеров в этой области возросло за счет «крышевания» со стороны налоговых органов. Стоимость «юридического адреса» возросла за последние лет в 10 раз: с 10 000 рублей за 11 месяцев до 100 000 рублей за тот же период. Из этой суммы 25-30% уходит в оперативный отдел налоговой инспекции в качестве домашнего задания.
Перед покупкой адреса надо заполнить анкету, убедить через арендодателя налоговую инспекцию что ты не верблюд и только после этого тебе дают добро на регистрацию.
Не дают адреса если учредитель и ген.директор задействованы в 3 и более юридических лицах, в имеющихся лицах есть долги по налогам или они проживают по паспорту в дальше чем соседнем регионе.
Перевести компанию из региона в Москву или обратно – целая история с географией. Шансов почти нет.
- Банки не открывают счета компаниям, которые занимаются строительством, ломбардам, торгующим цветметом, с учредителями из дальних южных регионов и некоторых локаций недавно дружественной нам братской страны.
Невозможно работать в банке, если у компании низкая маржа, маленькая налоговая нагрузка, много снятия по корпоративной карте или чеку.
Некоторые банки открывают счета, заранее зная, что не дадут компании работать больше 4-6 месяцев. Затем счет просят закрыть, ссылаясь на 115-ФЗ и удерживая комиссию от 10 до 25% суммы остатка по счету.
Ничего личного.
Лишь борьба с отмыванием.
- Импорт. Если ввозить все по риск-цене, то предприниматель рискует оказаться однажды в лесу в странной позе без признаков жизни.
Таким нехитрым образом решают проблему с конкурентом.
Другая проблема — отправить поставщику разницу.
За эту работу либо вообще в окружении не берется, либо это будет стоить 10-12%.
Если ввозить по реальной цене, то она должна быть такой, по которой никто не купит из –за без того низкого платежного спроса населения.
- Бизнес-центры и торговые центры, устанавливая вкусную цену для арендодателей, загоняют их в угол штрафными санкциями и депозитами, которые не возвращают даже по суду, ибо суд согласно условиям договора третейский, а там у хозяина БЦ или ТЦ все схвачено. Чтобы в управленческом учете картина была красивой, арендодатель делает все, чтобы оборачиваемость арендаторов была высокой, а съезжали они типа по своей инициативе.
- В налоговых инспекциях созданы комиссии, которые призваны проводить душещипательные беседы с руководителями компаний с целью уговорить последних увеличить выручку, увеличить рентабельность, уменьшить долю вычетов по НДС, увеличить среднюю зарплату, убрать убытки, чтобы не портить статистику налоговой инспекции.
- При разборе полетов по неприкрытому «бумажному НДС» предлагают либо заплатить всё за спалившегоcя поставщика, либо торгуются до 50% от суммы вменяемого долга, либо начинают выворачивать руки, отправляя в рамках камеральной проверки требования по ст. 93 НК РФ, тем самым выматывая «клиента» и вынуждая его либо закрыть «бизнес», либо уйти в другую налоговую инспекцию. И так по кругу.
- Мишустин рапортует о снижении количества выездных проверок , а значит уменьшении давления на бизнес. Как бы не так. Средний чек выездной проверки за 10 лет увеличился с 1 млн до 20,7 млн руб. Основную часть налогов бюджет добирает через результативное администрирование налогов, в первую очередь НДС: соблюдайте наши рекомендации по вычетам и мы вас не тронем, платите за окрашенного «жёлтым» в цепочке поставщиков и мы к вам не придём.
- Субсидиарная ответственность как метод отъема бизнеса. Если есть деньги, а заказ стоит от 3 до 10 вагонов кирпича, то ты можешь «заказать» своего конкурента , к нему придут с выездной , выкатят чек, бенефициар отдаст последнюю рубашку и ему будет не с чем даже уехать из страны. Ибо если не уедет , то отправится по 199 ст. в далёкий Магадан.
- В строительной сфере домашние задания стоят до 30% стоимости всего объёма. Деньги вперёд. Пилёж бюджета идёт на уровне генподрядчик — подрядчик. Реальные копатели от забора до обеда не получают ничего и садиться с заказчиком бесполезно. На итоговой стадии выполнения объёма на площадку приезжает суровый дядя и режет косты на 30%, доводя руководителя копателей до больничной койки и седых волос.
- Компаниям, занимающимся организацией мероприятий , предлагают участвовать в конкурсах на проведение фестиваля ваты, варенья , вареников , соусов из одуванчиков, выигравшему предлагают выполнить домашнее задание в размере 50% контракта.
Страшно?
Мне тоже…..
Благодарю автора Наталью Горячую за материал ФБ страницы «Делаем бизнес вместе».
P.S. перспективный бизнес в России и СНГ
https://webmastersemilet.ru/tlc/
[…] и ЗДЕСЬ! […]